Виды праксиса
Праксис (греч.
praxis — действие) — координированное, сознательное произвольное движение или
действие. Праксис объединяет различные виды движений и действий (мануальных,
локомоторных, движений глаз, речевой мускулатуры и др.).
Для
выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных
движений, соответствующих его общему замыслу. У каждого действия есть
внутренний план, «кинестетическая мелодия». Чтобы действие совершилось,
необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный)
центр. А.Р. Лурия развил учение о праксисе и разделил все праксические действия
на два типа:
1 - кинестетический (статический) - способность
произвольного воспроизведения различных поз.
2 - кинетический (динамический) - произвольное
воспроизведение серии двигательных актов, возможность образования двигательных
автоматизмов.
Виды праксиса:
Предметный
несимволический праксис – способность совершать действия с предметом. Сам
предмет подсказывает способ действия с ним.
Предметный символический (смысловой) праксис – способность совершать смысловые предметные действия без
предметов (по имитации). К нему относятся все смысловые жесты: как едят, как
пьют, как рубят дрова, как водят машину и пр. Освоение смыслового праксиса
происходит у ребенка в игре. Символические жесты составляют основу языка глухих.
Пальцевый праксис – способность совершать дифференцированные кистевые
действия. С 5-6 мес ребенок проявляет интерес к игре с пальчиками. Постепенно у
него появляется осмысленный указательный жест.
Оральный праксис –
способность совершать дифференцированные действия мышцами лица и губ. К этому
относятся движения: подуть, поцокать, пощелкать, надуть щеки и пр. Овладение
оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого
развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение
нормативного звукопроизношения.
Артикуляционный праксис – способность произносить звуки речи и их серии (слова).
Артикуляционный праксис формируется на базе акустического образа предмета
(названия предмета). Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него
артикуляционную позу, уклад. Это удается ему не сразу, а путем постепенного
приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых
представлений. При этом наблюдение за артикулированием взрослых полезно, но
является лишь дополнительной опорой. Подтверждением этого является то, что
невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает артикуляторными движениями без
принципиальных затруднений.
Артикуляционный праксис делится на два вида:
Афферентный артикуляторный праксис – способность воспроизводить изолированные звуки речи, их
артикуляционные уклады (позы), которые еще называются кинестезии или артикулемы.
Эфферентный артикуляционный праксис – это способность произносить серии звуков речи.
Здесь требуется способность совершать переключения с одной артикуляционной позы
на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Необходимо овладеть
вставными фрагментами - коартикуляциями, представляющими собой «связки» между
отдельными артикуляционными позами. Без коартикуляций слово произнести
невозможно, даже если каждый звук, входящий в него отдельно доступен для
воспроизведения. Например, произнося слово «кошка», в момент артикулирования
первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и
слогов. Слово «кошка» не звучит как К,О,Ш,К,А, а представлено целостной
цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем. В начале своего развития
ребенок осваивает слова с простыми сериями артикуляционных поз (слова типа
«ма-ма», «па-па», «ба-ба» с двумя простыми повторяющимися слогами), а затем уже
более сложные.
Всегда развитие малыша начинается с тела.
Перед тем как научить ребенка говорить, его нужно научить сначала управлять
своим телом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий