Уважаеме родители!
В настоящее время проблема развития
связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. У
детей не развита мелкая моторика рук. Снижается уровень бытовой культуры
безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной
рекламы, появление новых технологий облегчающих человеку жизнь (компьютеры,
телефоны и т.д)все это создает угрозу языковой катастрофы. И многие из нас
знают, что главной задачей обучения детей дошкольного возраста является
развитие связной речи. «Связная речь как
бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении
его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф.А. Сохина. Умение
правильно говорить может помочь
ребенку быть общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость ,а
также развить уверенность в собственных
силах. Только при условии единства содержания и формы может реализоваться
связная речь. Связная
речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень
речевого и умственного развития ребенка.
Данный вид речи представляет собой
наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер
последовательного систематического развернутого изложения.
Для того чтобы связно рассказать например
о своих увлечениях, необходимо четко представлять для себя объект рассказа,
уметь разбирать, вычленять основные (для данной истории общения) качества,
находить причинно-следственные, кратковременные и другие связи между предметами
и явлениями. Для постижения связности речи нужно еще искусно применять
интонацию, логическое (фразовое) ударение, выбирать подходящие для передачи
данной мысли слова, уметь создавать сложные предложения, правильно пользоваться
языковыми средствами для связи предложений.
Только в возрасте 6-7лет, у детей с нормой, связная речь достигает
достаточного развития. И это имеет большое значение для дальнейшего обучения в
школе и всестороннего становления
личности.
Исследования в коррекционной педагогике показывают, что у многих детей не развита
именно связная речь и поэтому наблюдается устойчивая тенденция к численному
увеличению детей с нарушениями речевого развития. Среди них увеличивается количество детей с общим
недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи
характеризуется разнообразными речевыми
расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. И всем известно, что главным
показателем готовности детей к школьному обучению считается высокий уровень
сформированности связной речи. Поэтому проблема коррекции недостатков в
развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
является актуальной всегда.
Развитие связной речи в онтогенезе
В передовых исследовательских работах в
области лингвистики, психологии, педагогики
несколько этапов развития речи детей. Например, А.А. Леонтьев выделил:
подготовительный (до 1 года), преддошкольный — этап первичного овладения языком
(от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный (со времени
поступления в школу до её окончания).
Ребенок раннего возраста отличается
необыкновенно быстрым темпом развития .Уже в
три месяца у младенца начинает
развиваться речь. И первым этапом считается, гуление основой данного периода считается подготовка речевого аппарат
к воспроизведению звуков. В это же время происходит процесс понимания речи, что
означает начало созревание психических процессов. И родители должны знать, что
ребенок в этом возрасте уже различает интонацию в голосе обращенного к нему,
затем слова, а чуть позже обозначение предметов и действий. Неопределенно-артикулируемые
звуки или сочетание звуков этим характеризует период лепета. И только к шести
месяца ребенок начинает произносить звуки, похожие на слова.
К 9 — 10 месяцам ребёнок
способен воспроизводить отдельные слова, состоящие из одинаковых парных
слогов и часто повторяемых в окружении (папа, мама). Словарный запас ребенка к
концу первого года жизни составляет 8 —
12 слов. В норме к полутора годам слова звукосочетания становятся, для ребенка
средством общения и это означает начало развития экспрессивной речи. Все мы
знаем, речь не передается по наследству и тому есть исторические доказательства. Свой опыт
речевого общения дети получают подражая взрослым и об этом нужно помнить всем кто окружает
малыша в это период.
В первые полгода своей жизни дети
впитывают все элементы звучащей речи. К 6-7 месяцам начинают воспринимать
определённые звукосочетания и связывать их с предметами или действиями.
Начинают реагировать на интонационную окрашенность голоса. В период 7 — 9 месяцев старается повторять за
родителями всё более разнообразные
сочетания звуков. На этапе10-11 месяцев не зависимо от ситуации
возникают реакции на слова. Интенсивный период развития речи приходится на
рубеже 3-го и 4-го года жизни. Особое
внимание ребенка приковано к артикуляции
окружающих. Слова, детей которые он впервые смогли произнести носят
обобщённо смысловой характер. Одним и тем же словом они обозначают различные
действия, выражаю чувства и понять его можно только по ситуации общения. От данного вида речи к контекстной переход происходит только к 5 годам.
С 1года и 6 месяцев возникает понимание словесной речи взрослых. С каждым
прожитым годом словарный запас ребенка увеличивается и это зависит от того насколько благоприятная обстановка окружает малыша. К примеру: в 1,5
года это 15 слов, к концу второго года он составляет уже 300 и так по
нарастающей. Достаточно определенным становится значение слов. И только к трём
годам происходит становление грамматического строя речи. В начале своего
речевого пути желания они выражают одним словом, после чего возникают
примитивные фразы. В двух летнем возрасте дети овладевают способностью
практически применять формы единственного и множественного числа, имён
существительных ,использовать падежные окончания, времени и лица глаголов.
Произносительные возможности в это время значительно отстают от понимания речи.
У
большинства детей дошкольного возраста наблюдается неправильное
звукопроизношение. Тем не менее формирование навыка звукового контроля, развитие фонематического восприятия
и увеличение словарного запаса не стоит на месте. Словарный запас к 4 — 6 годам
составляет 3000 — 4000 слов. Формирование чувства языка растёт за счет опыта
речевого общения и параллельно происходит развитие грамматического строя.
Для детей четырех лет характерно
использование простых и сложных предложений в речи. В данный период для детей
этого возраста самой распространенной формой высказывания является простое
распространенное предложение. Структуру
сложносочинённого предложения начинают свободно использовать уже к пяти
годам. В речи детей мы можем услышать высказывание напоминающий короткий
рассказ. Пятилетний возраст считается
наиболее плодотворным, так как дети овладевают таким видом речи как монологическая
считающаяся самой трудной для них. Выполнить пересказ знакомой сказки состоящей из сорока пятидесяти предложений не составит труда. К
возрасту четырёх лет ребенок с нормой дифференцирует все звуки и заканчивается
формирование правильного произношения. Контекстная обобщенная речь на наглядной
основе формируется к школьному возрасту. Сознательное усвоение собственной
речи и языка в целом происходит на протяжении всего школьного обучения. Продолжают усваивать правила грамматического
построения высказываний. Существует психологическая периодизация,
ориентированная на труды Л.С. Выготского и его школы. А.К. Маркова взяла ее за основу своей
системы, в которую вошли следующие позиции:
а) общение — это деятельность по решению
задач социальных связей; б) каждая возрастная ступень развития связывается с
предыдущей и последующей; в) развитие речи человека (ребёнка) на каждой ступени
определяется ведущим видом деятельности; г) в периодизации соотносятся факты
общего психического и речевого развития; д) развитие речи идёт по принципу
дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.
Психологическая периодизация не фиксирует
появления в речи детей, других испытуемых конкретных языковых форм: частей
речи, видов предложений и прочего.
1. Для младенческого возраста характерно
реакция на голоса близких, смех, лепет,
жесты. Появляются начальные зачатки
экспрессивной функции речи. У ребенка возникает потребность в эмоциональном
общении, в познании и достижении какой-либо цели. Но вербальная речь еще не
характерна.
2. Ранний возраст длится до трех лет. Этот
период характеризуется расширением
словарного запаса, линии речи и мышления перекрещиваются. Налаживаются
контакты между детьми и взрослыми. Развивается указательная функция слова.
Слоговой состав слова усваивается раньше звукового. Сформированность
фонематического восприятия звуков речи приходится на конец второго года жизни.
На протяжении всего этапа речь из
ситуативной грамматически мало оформленной переходит в грамматически
элементарно оформленную.
3. Дошкольный возраст длится четыре года
с3 до 7 лет.
Ведущей деятельностью для детей от трех до
семи лет является игра. Речь развивается в деятельности. Характеристики речи: коммуникативная,
эгоцентричная переходящая в интериоризацию
эгоцентрической речи. Функции речи; планирующая, регулятивная,
инструктирующая. В диалоге речь становится менее ситуативной ,начинает
развиваться монологическая речь. Особое место в развитии играет художественная
литература, большой процент детей в этом возрасте начинает читать, а некоторые доже
писать печатными буквами .Приходит понимание звукового и словесного состава
речи; развитие речевых и отдельных языковых понятий. Творческая деятельность
так же способствует развитью речи. Затем
периоды распределяются в следующей последовательности: младший , средний ,
старший школьный возраст.
Психологическое разделение речевого развития
включает в себя: социальный фон этого
процесса, а также помимо этого разделения есть ещё и лингвистические
периодизации. Они не в такой степени связанны с общественной жизнью, но
определяют речевую деятельность и использование других знаковых систем и
структур языка.
Главной задачей в воспитании
ребенка дошкольного возраста является формирование связной речи. Развитие
мышления складываются параллельно функциям речи, ведь они неразрывно связаны с
содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Виды
связной речи и их характеристики.
Монолог
|
Диалог
|
Первичная
форма общения
|
Речь
развивается на основе диалога
|
Вопросно-ответная
форма
|
Высказывание
одного человека
|
Характер речи ситуативный
|
Характер речи запрограммированный
|
Используются
в разговоре шаблон, клише
|
Литературная
лексика
|
Диалогическая
речь регулируется внешними и
внутренними мотивами
|
Монологическая регулируется только внутренними мотивами
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий